Схема прямых поставок в РФ овощей и фруктов из Сирии все же заработала. «Адыг-Юрак» заключил годовой контракт с одной из крупнейших продуктовых сетей — «Магнитом». До конца лета компания намерена импортировать в Россию до 6 тыс. тонн продукции, а в 2018 году выйти на ежегодный импорт 80–90 тыс. тонн.
Майкопское АО «Адыг-Юрак» наладило регулярный импорт овощей и фруктов из Сирии и заключило годовой договор поставок с сетью «Магнит». Об этом “Ъ” рассказал владелец компании Аслан Панеш. По его словам, в порту Новороссийск уже разгружены первые три контейнера для сети — около 50 тонн томатов, баклажанов и перца. До 20 июня из Сирии должны прийти еще 12 контейнеров с черешней, абрикосами, сливами, персиками общим весом до 240 тонн. До конца лета «Адыг-Юрак» хочет ввезти из Сирии 5–6 тыс. тонн овощей и фруктов, вся продукция предназначена для «Магнита». Весной 2018 года планируется выйти на импорт 80–90 тыс. тонн овощей и фруктов из Сирии в год, добавил Аслан Панеш. К тому моменту, по его словам, в организацию поставок будет вложено $5–10 млн. В пресс-службе ритейлера подтвердили факт сотрудничества с компанией, не став отвечать на другие вопросы.
О начале импорта овощей и фруктов из Сирии в «Адыг-Юрак» говорили в марте 2016 года. Но наладить системный импорт не удавалось из-за проблем с упаковкой и, как следствие, качеством продукции, рассказывает господин Панеш. По его словам, сегодня овощи и фрукты в Сирии для «Адыг-Юрак» упаковываются на местных предприятиях из российских материалов. Сейчас компания планирует создание собственных упаковочных цехов для каждого вида овощей и фруктов, объем инвестиций просчитывается, добавил бизнесмен.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2016 году Россия импортировала 6,7 млн тонн овощей, фруктов и орехов на $5 млрд.
10,5 миллиона долларов составил объем импорта овощей, фруктов и орехов из Сирии в Россию в 2016 году, по данным статистики ФТС.
Импорт этих категорий из Сирии за тот же период — 14,5 тыс. тонн ($10,5 млн). Это все еще точечные поставки, отмечает исполнительный директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков.
По словам Аслана Панеша, «Адыг-Юрак» сообщает «Магниту» о прибытии контейнеров в порт за три недели, после чего определяется цена контракта исходя из текущей рыночной конъюнктуры. К примеру, первая партия томатов была продана ритейлеру по 99 руб. за кг, вторая — уже по 70 руб. за кг, добавляет он. «Этот рынок очень волатилен, ценники пересматриваются почти каждую неделю»,— уточняет господин Глушков. Собеседник “Ъ” на рынке говорит, что «Магнит» обычно закупает продукцию на 15% дешевле средней оптовой цены. Господин Панеш заявил, что его устраивают условия сотрудничества. По его словам, «Адыг-Юрак» рассчитывает выйти на прибыльность этим летом. Импортер готов поставлять сирийские фрукты и овощи и другим ритейлерам, но пока никто не обращался, отмечает Аслан Панеш. Опрошенные “Ъ” розничные сети не ответили на вопрос о наличии или интересе к продукции из Сирии. Представитель одной из крупных сетей лишь отметил, что работа с воюющей страной несет риски неконтролируемых отгрузок и оплаты. По словам Михаила Глушкова, «Магниту» логичнее поставлять сирийские овощи и фрукты за Урал, где цены выше и стабильнее, тогда как в центре страны рынок уже перенасыщен.
В 2016 году «Адыг-Юрак» поставляла продукцию в московский оптово-розничный продуктовый центр «Фуд-Сити» (принадлежит владельцам «Киевской площади» Году Нисанову и Зараху Илиеву). Компания готова возобновить отгрузки, говорит господин Панеш. Собеседники “Ъ” ранее говорили, что «Адыг-Юрак» может действовать в интересах господ Нисанова и Илиева и они готовы стать совладельцами компании, если импорт из Сирии станет успешным. Господин Панеш это отрицает.
«Адыг-Юрак» планирует также начать экспорт в Сирию российской пшеницы. Контракт на поставку первых 200 тыс. тонн с правительством республики сейчас готовится, рассказывает Аслан Панеш. В перспективе компания намерена отгружать в Сирию до 1 млн тонн пшеницы в сезон. Сегодня в 1 млн тонн оценивается весь сирийский импорт пшеницы, указывает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов: «Этот рынок очень специфический, как компания намерена получить торговое финансирование под такой объем поставок, непонятно».